КТО ЗАЩИТИТ ЧАСТНЫЕ ОХРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ?
За последние 25 лет в Российской Федерации сложилась система частных охранных услуг. Вовлечены в нее около 30 тысяч всевозможных ЧОО с численностью около 800 тысяч человек. В Брянской области охранной деятельностью занимаются несколько десятков компаний. В настоящее время заключено 158 соглашений о сотрудничестве ЧОО с УМВД России по Брянской области, 76 – с Управлением Росгвардии. Это фактически армия специально подготовленных людей, многие из которых являются пенсионерами силовых структур, служили в горячих точках. Зарплата в этом секторе в нашей области не столь высока, как в финансовом секторе: от 12 до 18 тысяч рублей. Но роль охранного бизнеса в повседневной жизни нашего общества весьма значительна.
=====================================================================================================
Есть масса примеров, когда бдительность сотрудников ЧОО смогла предотвратить правонарушения и помогла работникам силовых структур в раскрытии преступлений.Охранный бизнес сегодня несет на себе и социальную нагрузку – создает рабочие места, помогает реабилитироваться пенсионерам, производит немалые выплаты в бюджеты различных уровней.
Деятельность частных охранных структур призвана контролировать при управлении Росгвардии России лицензионно-разрешительная система МВД России. Несмотря на невысокую рентабельность ЧОО, приходится платить за лицензию охранника от 4 до 6 тысяч рублей, а директора - 25 тысяч рублей. Плюс к этому расходы на аттестацию рабочих мест, медицинские комиссии формы 002 и 003 (такая справка в совокупности стоит около 2000 руб.) и проходить ее нужно каждый год. Следует также сдать экзамен на профпригодность в учебных центрах, что обойдется от 500 до 1000 руб.
Расценки раньше были значительно ниже. С 3 до 25 тысяч рублей в месяц за последние 10 лет выросли расходы на пультовую охрану оружейных комнат. К примеру, за охрану особняка в 500 квадратных метров стоимостью 30 млн. рублей частное лицо заплатит ФГУП «Охрана» - 5000 рублей. И в собственности домовладельца может оказаться десяток единиц коллекционного оружия. Для сравнения, площадь оружейной комнаты может быть меньше 10 кв. метров.
С какими трудностями сегодня главным образом сталкиваются частные охранные организации в Брянской области, - обратились мы с вопросом к директору ГК «Экскалибур» С.В. Поддубному.
- С каждым годом все острее стоит проблема с расценками на оказание услуг частными охранными организациями по охране объектов, финансируемых из бюджета. Для многих частных охранных структур получение государственного заказа – это обеспечение работой на продолжительный период, возможность повысить зарплаты и выплатить премии своим работникам.
Нередки случаи недобросовестной конкуренции, когда в конкурсной документации указываются заведомо недостоверные сведения. Для того, чтобы уменьшить себестоимость оказываемых услуг, отдельные ЧОО работают без лицензий, нанимают на работу временных сотрудников без соответствующей подготовки и без оформления согласно нормам ТК РФ. Вопрос, как предоставить качественные охранные услуги для поликлиник, вузов, школ, детских садов по самым низким ценам, - можно назвать риторическим. Не стоит забывать, что ЧОО оказывают услуги, обеспечивающие безопасность социально значимых объектов, а также мест массового сосредоточения людей. Поэтому, демпинг здесь просто не допустим. Кто-то наиболее изворотливый, считает, что можно снизить цену, выиграть тендер, а потом поднять расценки и избежать штрафных санкций. Здесь многое зависит от заказчика – руководителя государственного учреждения: предпримет ли он меры по наказанию недобросовестного исполнителя или спустит все на тормозах. А может быть, здесь имеет место и коррупционная составляющая. К сожалению, не редки случаи, когда в нарушение закона о закупках одному из предприятий оказывают преференции.
Ни для кого не секрет, что многое зависит от позиции самого заказчика услуг. Порой нарушение условий контракта исполнитель не особо и скрывает. И отдельных руководителей государственных предприятий и учреждений почему-то это устраивает. Коррупция будет до тех пор, пока у заказчика не исчезнет фактор личной заинтересованности. Неудивительно, что до сих пор в нашей стране нет широкой судебной практики по расторжению договоров с недобросовестными заказчиками. Порой предприятия даже при условии невыполнения условий контракта не доводят дело до суда, чтобы не расторгать договор и заново проходить всю процедуру по проведению торгов.
Не является исключением и Брянская область. Хотелось бы в связи с этим привести в качестве примера ситуацию, с которой столкнулось наше предприятие в начале этого года.
Брянский филиал РАНХиГС при проведении запроса котировок на оказание услуг по физической охране здания, имущества, территории, обеспечению пропускного и внутри объектового режима в учебно-административном установил требование о наличии у потенциального участника закупки опыта выполнения работ по оказанию охранных услуг, предоставленных государственному (муниципальному) учреждению образования в виде двух договоров, зарегистрированных как исполненные в реестре контрактов (договоров) на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Вторым условием было предъявлено требование к участникам закупки о наличии договора страхования гражданской ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда третьим лицам при осуществлении охранной деятельности.
Мы направили жалобу в антимонопольную службу, посчитав что это является нарушением закона о закупках. Исполнитель не обязан следить за ведением договоров, которые заказчик размещает в ЕИС и отслеживать статусы подобных договоров. Вопрос ведения реестра договоров в единой информационной системе подконтролен третьим лицам. Подобное требование, по нашему мнению, несправедливо установлено ко всем участникам закупки. При желании участника закупки заключить подобный договор необходимо дополнительное время для осмотра территории объекта страхования и разрешение заказчика. Уложиться в период проведения закупки невозможно. Заключение подобного рода договора возможно при условии, что участник закупки будет являться победителем. Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области пришла к выводу, что установленные заказчиком в документации запроса котировок требования не соответствуют установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наша жалоба признана обоснованной. Запросы котировок аннулированы.
Сейчас на законодательном уровне рассматривается вопрос о введении административной ответственности за незаконную частную детективную или охранную деятельность. Среди мер воздействия – невозможность для нарушителей принимать участие в тендерах и конкурсах по обеспечению государственных и муниципальных заказов на охранные услуги.
Понятно, что в первую очередь с рынка должны уйти ЧОО — однодневки, ведь их действия - откровенная симуляция охранной деятельности. При Росгвардии создан координационный совет по вопросам частной охранной деятельности, который должен создать благоприятные условия для развития цивилизованного рынка охранных услуг в нашей стране.